|
Выражаем
благодарность веб-сервису uCoz за поддержку сайта |
|
"Образование - величайшее из земных
благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно
совершенно бесполезно"
|
|
|
|
|
|
наш фамильный сайт
|
|
|
|
|
|
Создание
образовательной среды
структура урока |
|
|
|
|
|
|
Структура урока |
|
Статья "Урок: создание
современной
информационно-образовательной
среды" разработана на
основе материалов
пособия для учителей
"Технология подготовки
урока в современной
информационной
образовательной среде" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подходы к структурированию урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
- В Федеральном государственном
образовательном стандарте основного
общего образования указано, что условия
реализации основной образовательной
программы общего образования должны
обеспечиваться современной
информационно-образовательной средой.
- Информационно-образовательная среда
должна специально конструироваться как
педагогическая система, нацеленная на
обеспечение качественного образования.
|
|
- Предлагаемая методика создания урока
разработана в соответствии с
рекомендациями, изложенными в пособии
для учителей общеобразовательных
организаций – "Технология подготовки
урока в современной информационной
образовательной среде" [1].
- В настоящее время нами
разрабатываются проекты мультимедийного
сопровождения уроков, учитывающих
требования данной технологии. Материалы
апробированы на уроках и размещены на
страницах фамильного сайта [2].
- Концептуальные идеи при разработке
урока, в котором будет прослеживаться
личностно ориентированный подход к
обучению, можно сформулировать следующим
образом:
- новые образовательные результаты
можно получить только в условиях
обучения в информационной
образовательной среде, обеспечивающей
информационно-методические условия
реализации образовательной программы; - основным направлением становится
создание необходимых условий,
содействующих развитию мотивации
личности школьника к изучению предмета
на основе раскрытия их индивидуального
потенциала; - уроки с использованием интерактивных
технологий позволяют ученикам с
интересом и быстро усваивать большой
объём учебного материала. Такие уроки
становятся интересным увлечением, а
материал темы долго находится в памяти
ребёнка; - возникает необходимость подготовки
современного урока в новой
информационной образовательной среде в
соответствии с требованиями ФГОС, и
педагогу необходимо овладеть
соответствующей технологией подготовки
урока.
- Следует учитывать, что разработка урока
предполагает наличие метапредметного
подхода [3]. Так, при подготовке одного
из наших уроков "Среднее арифметическое
или немного о статистике",
использовался метапредмет «Порядок и
хаос».
- При конструировании урока следует ясно
представлять его схему, наполнение
методическим материалом и ориентацию на
конечный результат. По нашему мнению
разработка урока должна
соответствовать определенной
педагогической технологии, а результатом
будет та самая услуга, которую школа
готова предоставлять родителям наших
учеников.
- Разрабатывая урок, мы стараемся
придерживаться вполне определенной его
структуры. Занятие разбивается на
следующие этапы:
Этап 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного
восприятия нового материала. Этап 2. Организация и самоорганизация
учащихся в ходе дальнейшего усвоения
материала. Организация обратной связи. Этап 3. Практикум. Этап 4. Проверка полученных результатов.
Коррекция. Этап 5. Подведение итогов, рефлексия,
домашнее задание.
- Деятельность учителя, в выборе средств и
методов при создании проекта занятия,
направляем на достижение необходимых
образовательных результатов. Этому
подчинен каждый этап урока.
- Достаточно четко определяем
функциональное назначение каждого из
этапов и набор элементов для его
наполнения, предполагая при этом, что
используемые программы должны носить
интерактивный характер.
- Работа по созданию ситуации успеха
начинается с первых минут этапа
вхождения в тему урока и создания
условий для осознанного восприятия
нового материала. Понимая, что
целеполагание является ключевой
компетентностью ученика, и от нее
зависят не только учебные, но и
жизненные результаты человека, на этом
этапе можно вводить в урок программы
поиска ключевых слов, анаграммы,
кроссворды, ребусы, необычные факты с
метапредметной направленностью, завершая
размышления учеников вопросом или
предложением сформулировать
самостоятельно тему и цель урока.
Подобного рода примеры можно найти в
разработках уроков математики и физики
на упомянутом выше сайте «Компьютер на
уроке».
- Вхождение в тему, как правило,
сопровождается созданием проблемной
ситуации. Это может быть прототип
реальной проблемы, требующей
оперативного решения. Например,
вооружившись метеорологической картой,
можно предложить ученикам найти свой
способ определения средней дневной
температуры в городе. Подобные задания
позволят не только развивать
метапредметный подход, но и помогут
реализовать один из способов личностно
ориентированного подхода -
стимулирование учащихся к высказыванию,
использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться,
получить неправильный ответ и т.п.
- В качестве источника проблемных ситуаций
можно рекомендовать, например, сборник
эвристических заданий по математике под
редакцией А.В. Хуторского из серии "ФГОС:
задания для уроков" [4] .
- На этапе организации и самоорганизации
учащихся в ходе дальнейшего усвоения
материала, организации обратной связи,
во главу угла можно поставить развитие
умений самостоятельного приобретения и
применения знаний в соответствии с
личностными целями и потребностями,
решение актуальных для учащихся проблем.
- Важным элементом этой части урока, на
наш взгляд, является работа с
учебником. Чтение, обсуждение, ответы на
вопросы, развитие математической речи,
формирование коммуникативной компетенции
– все это будет соответствовать
требованиям ФГОС. И работу эту нужно
вести в очень корректной форме, чтобы
каждый ученик был уверен, что он будет
услышан и понят. Такой вид деятельности
позволит ученикам увидеть взаимное
проникновение предметов в жизненные
ситуации, их синтез.
- Следующий этап – практикум, обычно
начинается с разрешения проблемной
ситуации. Затем отрабатываются навыки по
изучаемой теме. Если есть необходимость,
то некоторые действия можно осуществлять
совместно с учителем, так, чтобы
проявлялся характер взаимодействия
участников учебного процесса,
отраженного в принципах педагогики
сотрудничества.
- Развитию личностной ориентации
способствует и применение интерактивных
программ, позволяющих учащимся получать
навыки самостоятельного научного поиска,
осваивать современные методы познания.
Известно, что в отличие от активных
методов, интерактивные ориентированы на
более широкое взаимодействие учеников не
только с учителем, но и друг с другом и
на доминирование активности учащихся в
процессе обучения.
Работу на этом этапе можно также вести
на основе заданий, рекомендованных
поурочными разработками по предмету.
- Опора на применяемые методики требует
рационально использовать время урока,
создавать необходимую образовательную
среду, включающую элементы личностного
ориентированного направления. Одной из
форм реализации такого подхода на этапе
проверки полученных результатов и
коррекции, может быть включение в урок
интерактивных диктантов, например,
размещенных на образовательных дисках
серии «Семейный наставник».
Кроме того, во время диктанта можно
пригласить наиболее «продвинутых»
учеников к дополнительным персональным
компьютерам в кабинете, для
индивидуального выполнения работы.
Учитывая практическую направленность
такой работы, можно быть уверенным, что
это будет сопровождать ученика не только
в его самореализации, но и в развитии
его мотивации к учению.
- Одним из направлений развития
самостоятельности учащихся с
использованием интерактивных проектов
можно считать применение на уроке
различных программ-тренажеров. Такие
тренажеры имеются среди цифровых
ресурсов, размещенных на образовательных
порталах [5], [6]. Достаточное
количество тренажеров, в том числе и
легко настраиваемых, можно найти в
соответствующем разделе фамильного сайта
[2].
- Подобные тренажеры используются для
осуществления текущего контроля знаний,
умений и навыков школьников, в качестве
дополнительных упражнений, а также с
целью самоподготовки учащихся. Как
правило, это тренировочные однотипные
упражнения, подобранные по одной теме, и
направленные на отработку вычислительных
навыков до автоматизма. В серию заданий
тренажера могут включаться и задачи
повышенной сложности. Применение
тренажеров, в сочетании с игровыми
элементами, с учетом возрастных
особенностей, способствует развитию
высокой активности учеников на занятии.
- При разработке уроков учитывается, что
ученикам предстоит готовиться к итоговой
аттестации. Поэтому в сценариях занятий
можно использовать элементы
тестирования, в том числе с учетом
требований к уровню подготовки в рамках
новых образовательных стандартов. В
работу можно включать тестовые задания
части А - с выбором ответа, и части Б –
задания повышенной сложности. Тесты
предпочтительно представлять в
интерактивной форме. Необходимо
показывать не только правильный ответ,
но и правильную его запись.
- В качестве тестов, для подготовки этой
части урока, можно привести материалы
учебного пособия "Тестовые материалы
для оценки качества обучения.
Математика. 5 класс" [7]. Уверены, что
также очень полезными будут материалы
размещенные на страницах
образовательного портала «Всем, кто
учится» [8].
- Завершающая часть урока - этап
рефлексии. Рефлексивные задания
направлены на осознание учеником своих
чувств, эмоций, ценностных ориентиров,
способов достижений значимых
результатов.
- Рефлексивные задания востребуют от
ученика умение абстрагироваться,
переносить, например, математические или
физические свойства и законы, на область
человеческих отношений. Поэтому
завершение урока предпочтительно также
проводить на метапредметном уровне. Как
наполнить этот этап? Вариантов
достаточно много. Среди них элементы
проектов таких уроков, как: "Действия с
натуральными числами. Деление",
"Кипение", "Среднее арифметическое или
немного о статистике", расположенных на
сайте «Компьютер на уроке» [2].
Интересные мысли по этому поводу
изложены в консультации по физике, по
теме: "Рефлексия как инструмент
формирования метапредметных умений на
уроках физики". Она размещена на
известном образовательном портале
«Социальная сеть работников образования»
[9].
- Следует помнить, что ФГОС рассчитан не
только на работу учителя и ученика, но и
на привлечение родителей для поиска
материалов в сети Интернет, к работе со
словарями, для разработки творческих
проектов, организации экскурсий.
- Вот один из примеров этапа домашнего
задания: « Я предлагаю вам побыть дома в
роли статистика, собрать и обработать
некоторую информацию: определить
стоимость 1 булки белого пшеничного
хлеба в 3-х магазинах и вычислить её
среднюю стоимость, а на следующем уроке
мы выясним, где выгоднее покупать хлеб».
- Таким образом, конструирование
информационно-образовательной среды,
как педагогической системы, нацеленной
на обеспечение качественного
образования, будет способствовать
раскрытию индивидуальности ребенка,
помогать его развитию , обретению
избирательности и устойчивости к
социальным воздействиям.
- А личностно ориентированный подход, как
элемент этой системы, будет являться
важнейшим принципом воспитания, формой
повышения качества обучения в
организации современного урока. Он
означает действенное внимание к каждому
ученику, предполагает сочетание
фронтальных, групповых и индивидуальных
заданий для развития каждого ученика.
- Технология разработки урока,
направленная на создание современной
информационно-образовательной среды с
учетом личностно ориентированного
подхода, способствует вовлечению
каждого ученика в процесс само- и
соуправления своим развитием.
___________________________________________________ [1].
Технология подготовки урока в
современной информационной
образовательной среде: пособие для
учителей общеобразовательных организаций
/ Е.В.Чернобай. – 3 изд. – М.:
Просвещение, 2014 [2].
Фамильный сайт «Компьютер на уроке»:
http://www.seninvg07.narod.ru [3].
Хуторской А.В. Метапредметное содержание
и результаты образования: как
реализовать федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС)
// Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
- В надзаг: Центр дистанционного
образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru. [4].
Математика, 5-8 классы. Сборник
эвристических заданий.
Учебно-методическое пособие
/ под ред. А. В. Хуторского. — М.:
Издательство «Эйдос», Издательство
Института образования человека, 2013. —
102 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для
уроков»). [5].
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru [6].
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/ [7].
Тестовые материалы для оценки качества
обучения. Математика. 5 класс.
[учебное пособие] / И.Л. Гусева, С.А.
Пушкин, Н.В. Рыбакова; М.:
Интеллект-Центр, 2013 [8].
Образовательный портал «Всем, кто
учится»:
http://www.alleng.ru/. [9].
«Рефлексия как инструмент формирования
метапредметных умений на уроках физики»:
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/refleksiya-kak-instrument-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-na-urokah-fiziki
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©
2018 сайт «Компьютер на уроке» Сенин В.Г., Сенина
Г.Н., МБОУ "СОШ № 4", г. Корсаков
|
|
| |