фамильный сайт учителей физики и математики

Выражаем благодарность веб-сервису uCoz за поддержку сайта

 
 

Компьютер на уроке

   
ОТЗЫВЫ О НАС  
   

современная образовательная среда

   
 
ГЛАВНАЯ ФИЗИКА МАТЕМАТИКА КРАЕВЕДЕНИЕ ИЗО ОБЖ      
 
 
 
 

 

 
 
Шаблон урока из 6 разделов
Обновляемые шаблоны к уроку
Серия презентаций по физике
Коллекция интерактивных плакатов
Мини-тесты по физике
Слайд-шоу к урокам физики
Игра на уроке физики
Физические кроссворды, 7-11 кл.
Виртуальные лабораторные работы
Весь школьный курс в таблицах
Интерактивные стенды по физике
Интерактивные тренажеры, 7-11 кл.
Тест-минутка, 7 - 9 класс
Разработки тестов и викторин
Ребусы к урокам физики
Уроки с интерактивной доской
 
Математика 5 класс, СФЕРЫ
Математика 6 класс, СФЕРЫ
Математика, серия презентаций
Необычные уроки кота Серафима
Слайд-шоу на уроках математики
Математические тест-минутка
Мини-тест, выбери верный ответ
Серия интерактивных тренажеров
Интерактивные кроссворды
Серия интерактивных плакатов
ФГОС: тесты для 5, 6 классов
Тригонометрические таблицы
Ребусы к урокам математики
 
Полезное к уроку
Флеш проекты на уроке
Физический конвертер
Таблица Менделеева
Кроссворд с настройками
Секундомер
Таблицы. Тригонометрия
 
Оформление слайда
Аудио и видео на слайде
Веб-страница на слайде
Диаграмма на слайде
Флэш-ролик на слайде
Идеи к презентациям
Пазлы за 5 минут
 
Развиваем интерес
Программы, развивающие познавательный интерес на уроках и вне урока...           подробнее...
 
О технологии триггеров
Немного о триггерах
Триггер - первые пробы
Триггер в интерактивном плакате
 
Триггер - разработка программ
Понятие триггера.
Создание триггера.
Дизайн проекта.
Пазлы на слайде.
Кнопки для интерактива.
Проект "Плотность вещества".
Проект со шторкой.
Проект тест-минутка.
 
Применяем Flash
Немного о Flash
Flash на уроке
Создаем слайд-шоу
 
Великие математики
Математики - их биографии и жизнеописания. Основные этапы жизни.
 
Великие физики
Краткие очерки, посвященные жизни и деятельности известных физиков.
 
 
Урок: создание образовательной среды
 
Статья "Урок: создание современной информационно-образовательной среды" разработана на основе материалов пособия для учителей "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"
 

"Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно"

Киплинг
 
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что условия реализации  основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
 Информационно-образовательная среда должна специально конструироваться как педагогическая система, нацеленная на обеспечение качественного образования.
Предлагаемая методика создания урока разработана в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии для учителей общеобразовательных организаций –  "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде" [1].
В настоящее время нами разрабатываются проекты мультимедийного сопровождения уроков, учитывающих требования данной технологии.  Материалы  апробированы на уроках и размещены на страницах фамильного сайта [2].
Концептуальные идеи при разработке урока, в котором будет прослеживаться личностно ориентированный подход к обучению, можно сформулировать следующим образом:
 - новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы;
 - основным направлением становится создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению предмета на основе раскрытия их индивидуального потенциала;
 - уроки с использованием интерактивных технологий позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка;
 - возникает необходимость подготовки современного урока в новой информационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС, и педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
 Следует учитывать, что разработка урока предполагает наличие метапредметного подхода [3]. Так, при подготовке одного из наших уроков "Среднее арифметическое или немного о статистике",  использовался  метапредмет «Порядок и хаос».
При конструировании урока следует ясно представлять его схему, наполнение методическим материалом и ориентацию на конечный результат. По нашему мнению  разработка урока  должна соответствовать определенной педагогической технологии, а результатом будет  та самая услуга, которую школа готова предоставлять родителям наших учеников.
Разрабатывая урок, мы стараемся придерживаться вполне определенной его структуры. Занятие разбивается на следующие этапы:
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Этап 3. Практикум.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Этап 5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
Деятельность учителя, в выборе средств и методов при создании проекта занятия, направляем на достижение необходимых образовательных результатов. Этому подчинен каждый этап урока.
Достаточно четко определяем  функциональное назначение каждого из этапов и набор элементов для его наполнения, предполагая при этом, что используемые программы должны носить интерактивный характер.
Работа по созданию ситуации успеха начинается с первых минут этапа вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала. Понимая, что целеполагание является ключевой компетентностью ученика, и от нее зависят не только учебные, но и жизненные результаты человека, на этом этапе можно вводить в урок программы поиска ключевых слов, анаграммы, кроссворды, ребусы, необычные факты с метапредметной направленностью, завершая размышления учеников вопросом или предложением сформулировать самостоятельно тему и цель урока. Подобного рода примеры можно найти в разработках уроков математики и физики на упомянутом выше сайте «Компьютер на уроке».
Вхождение в тему, как правило, сопровождается созданием проблемной ситуации.  Это может быть прототип реальной проблемы, требующей оперативного решения. Например, вооружившись метеорологической картой, можно предложить ученикам найти свой способ определения средней дневной температуры в городе.   Подобные задания позволят не только развивать метапредметный подход, но и помогут реализовать один из способов личностно ориентированного подхода - стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
В качестве источника проблемных ситуаций  можно рекомендовать, например, сборник эвристических заданий по математике под редакцией А.В. Хуторского из серии "ФГОС: задания для уроков" [4] .
 На этапе организации и самоорганизации учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организации обратной связи, во главу угла можно поставить развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем.
 Важным элементом этой части урока, на наш взгляд,  является работа с учебником. Чтение, обсуждение, ответы на вопросы, развитие математической речи, формирование коммуникативной компетенции – все это будет соответствовать требованиям ФГОС.  И работу эту нужно вести в очень корректной форме, чтобы каждый ученик был уверен, что он будет услышан и понят. Такой вид деятельности позволит ученикам увидеть взаимное проникновение предметов в жизненные ситуации, их синтез.
 Следующий этап – практикум, обычно начинается с разрешения проблемной ситуации. Затем отрабатываются навыки по изучаемой теме. Если есть необходимость, то некоторые действия можно осуществлять совместно с учителем, так, чтобы проявлялся характер взаимодействия участников учебного процесса, отраженного в принципах педагогики сотрудничества.
Развитию личностной ориентации способствует и применение интерактивных программ, позволяющих учащимся получать навыки самостоятельного научного поиска, осваивать современные методы познания. Известно, что в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Работу на этом этапе можно также вести на основе заданий, рекомендованных поурочными разработками по предмету.
Опора на применяемые методики требует рационально использовать время урока, создавать необходимую образовательную среду, включающую элементы личностного ориентированного направления. Одной из форм реализации такого подхода на этапе проверки полученных результатов и коррекции, может быть включение в урок интерактивных диктантов, например, размещенных на образовательных дисках серии «Семейный наставник».
Кроме того, во время диктанта можно пригласить наиболее «продвинутых» учеников к дополнительным  персональным компьютерам  в кабинете, для индивидуального выполнения работы. Учитывая практическую направленность такой работы, можно быть уверенным, что это будет сопровождать ученика не только в его самореализации, но и в развитии его мотивации к учению.
Одним из направлений развития самостоятельности учащихся с использованием интерактивных проектов можно считать применение на уроке различных программ-тренажеров. Такие тренажеры имеются среди цифровых ресурсов, размещенных на образовательных порталах [5], [6].  Достаточное количество тренажеров, в том числе и легко настраиваемых, можно найти в соответствующем разделе фамильного сайта [2].
Подобные тренажеры используются для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков школьников, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки учащихся. Как правило, это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма. В серию заданий тренажера могут включаться и задачи повышенной сложности. Применение тренажеров, в сочетании с игровыми элементами, с учетом возрастных особенностей, способствует развитию высокой активности учеников на занятии.
При разработке уроков учитывается, что ученикам предстоит готовиться к итоговой аттестации. Поэтому в сценариях занятий можно использовать элементы тестирования, в том числе с учетом требований к уровню подготовки в рамках новых образовательных стандартов. В работу можно включать тестовые задания части А - с выбором ответа, и части Б – задания повышенной сложности. Тесты предпочтительно представлять в интерактивной форме. Необходимо показывать не только правильный ответ, но и правильную его запись.
В качестве тестов, для подготовки этой части урока, можно привести материалы учебного пособия  "Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс" [7].  Уверены, что также очень полезными будут материалы размещенные на страницах образовательного портала «Всем, кто учится» [8].
Завершающая часть урока - этап рефлексии. Рефлексивные задания направлены на осознание учеником своих чувств, эмоций, ценностных ориентиров, способов достижений значимых результатов.
Рефлексивные задания востребуют от ученика умение абстрагироваться, переносить, например, математические или физические свойства и законы, на область человеческих отношений. Поэтому завершение урока предпочтительно также проводить на метапредметном уровне. Как наполнить этот этап? Вариантов достаточно много. Среди них элементы проектов таких уроков,  как: "Действия с натуральными числами. Деление", "Кипение", "Среднее арифметическое или немного о статистике", расположенных на сайте «Компьютер на уроке» [2].  Интересные мысли по этому поводу изложены в консультации по физике, по теме: "Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики". Она размещена на известном образовательном  портале «Социальная сеть работников образования» [9]. 
Следует помнить, что ФГОС рассчитан не только на работу учителя и ученика, но и на привлечение родителей для поиска материалов в сети Интернет, к работе со словарями, для разработки творческих проектов, организации экскурсий.
Вот один из примеров этапа домашнего задания: « Я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб».
 Таким образом, конструирование  информационно-образовательной среды, как педагогической системы, нацеленной  на обеспечение качественного образования,  будет способствовать раскрытию индивидуальности ребенка, помогать  его развитию , обретению избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.
А личностно ориентированный подход, как элемент этой системы, будет являться важнейшим принципом воспитания, формой повышения качества обучения в организации современного урока. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для развития каждого ученика.
Технология разработки урока, направленная на создание современной информационно-образовательной среды с учетом личностно ориентированного подхода,  способствует  вовлечению каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием. 
___________________________________________________
[1].
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.В.Чернобай. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2014
[2].
Фамильный сайт «Компьютер на уроке»: http://www.seninvg07.narod.ru
[3].
Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
[4].
Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос», Издательство Института образования человека, 2013. — 102 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
[5].
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
[6].
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
[7].
Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс. [учебное пособие] / И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова; М.: Интеллект-Центр, 2013
[8].
Образовательный портал «Всем, кто учится»: http://www.alleng.ru/.
[9].
«Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики»: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/refleksiya-kak-instrument-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-na-urokah-fiziki
 
 
Ваши отзывы и пожелания
 
 
Уроки кота Серафима
Подборка интерактивных программ для уроков математики в 5 классе сопровождаемых нестандартными заданиями.

подробнее...

 
Конструируем образовательную среду
Статья "Урок: создание современной информационно-образовательной среды" разработана на основе материалов пособия для учителей "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"...                                       подробнее...
 
Наполнение урока интерактивом
В статье "Урок: создание современной информационно-образовательной среды" мы выделяем определенную структуру занятия. На этой странице предлагаются некоторые соображения по наполнению урока программами, в том числе и интерактивными.                        подробнее...
 
Производители ЦОР
Образовательные программы 1С. Полный каталог компакт дисков фирмы 1С. Прекрасная помощь к уроку.
Компания Физикон. Большое количество интерактивных компьютерных экспериментов.
Уроки Кирилла и Мефодия.
Ведущий разработчик и производитель электронных изданий.
Компания "Новый диск". Лидер обеспечения обучающими ресурсами образовательных учреждений.
Единая коллекция ЦОР. Все ресурсы предназначены для использования в системе образования РФ.
Федеральный центр ИОР. Электронные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов.
 
     
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования  
  ТИЦ и PageRank seninvg07.narod.ru
 
     
 
 

КАРТА САЙТА

  Сенин В.Г., Сенина Г.Н., МБОУ "СОШ №4", г Корсаков
 
     
Hosted by uCoz