Выражаем благодарность веб-сервису uCoz за поддержку сайта

  "Образование - величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно"
 
 
 
  наш фамильный сайт  
    Создание образовательной среды
структура урока
 

 

qsl_card@mail.ru         

 
 
 
Структура урока

 
Статья "Урок: создание современной информационно-образовательной среды" разработана на основе материалов пособия для учителей "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"
 
  • image01
  • image02
  • image03
  • image04
 
         
 

 

  Подходы к структурированию урока

 
 
 
 
 
  • В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что условия реализации  основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
  • Информационно-образовательная среда должна специально конструироваться как педагогическая система, нацеленная на обеспечение качественного образования.
  • Предлагаемая методика создания урока разработана в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии для учителей общеобразовательных организаций –  "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде" [1].
  • В настоящее время нами разрабатываются проекты мультимедийного сопровождения уроков, учитывающих требования данной технологии.  Материалы  апробированы на уроках и размещены на страницах фамильного сайта [2].
  • Концептуальные идеи при разработке урока, в котором будет прослеживаться личностно ориентированный подход к обучению, можно сформулировать следующим образом:
     - новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы;
     - основным направлением становится создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению предмета на основе раскрытия их индивидуального потенциала;
     - уроки с использованием интерактивных технологий позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка;
     - возникает необходимость подготовки современного урока в новой информационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС, и педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
  • Следует учитывать, что разработка урока предполагает наличие метапредметного подхода [3]. Так, при подготовке одного из наших уроков "Среднее арифметическое или немного о статистике",  использовался  метапредмет «Порядок и хаос».
  • При конструировании урока следует ясно представлять его схему, наполнение методическим материалом и ориентацию на конечный результат. По нашему мнению  разработка урока  должна соответствовать определенной педагогической технологии, а результатом будет  та самая услуга, которую школа готова предоставлять родителям наших учеников.
  • Разрабатывая урок, мы стараемся придерживаться вполне определенной его структуры. Занятие разбивается на следующие этапы:
    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
    Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
    Этап 3. Практикум.
    Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
    Этап 5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
  • Деятельность учителя, в выборе средств и методов при создании проекта занятия, направляем на достижение необходимых образовательных результатов. Этому подчинен каждый этап урока.
  • Достаточно четко определяем  функциональное назначение каждого из этапов и набор элементов для его наполнения, предполагая при этом, что используемые программы должны носить интерактивный характер.
  • Работа по созданию ситуации успеха начинается с первых минут этапа вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала. Понимая, что целеполагание является ключевой компетентностью ученика, и от нее зависят не только учебные, но и жизненные результаты человека, на этом этапе можно вводить в урок программы поиска ключевых слов, анаграммы, кроссворды, ребусы, необычные факты с метапредметной направленностью, завершая размышления учеников вопросом или предложением сформулировать самостоятельно тему и цель урока. Подобного рода примеры можно найти в разработках уроков математики и физики на упомянутом выше сайте «Компьютер на уроке».
  • Вхождение в тему, как правило, сопровождается созданием проблемной ситуации.  Это может быть прототип реальной проблемы, требующей оперативного решения. Например, вооружившись метеорологической картой, можно предложить ученикам найти свой способ определения средней дневной температуры в городе.   Подобные задания позволят не только развивать метапредметный подход, но и помогут реализовать один из способов личностно ориентированного подхода - стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • В качестве источника проблемных ситуаций  можно рекомендовать, например, сборник эвристических заданий по математике под редакцией А.В. Хуторского из серии "ФГОС: задания для уроков" [4] .
  • На этапе организации и самоорганизации учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организации обратной связи, во главу угла можно поставить развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем.
  • Важным элементом этой части урока, на наш взгляд,  является работа с учебником. Чтение, обсуждение, ответы на вопросы, развитие математической речи, формирование коммуникативной компетенции – все это будет соответствовать требованиям ФГОС.  И работу эту нужно вести в очень корректной форме, чтобы каждый ученик был уверен, что он будет услышан и понят. Такой вид деятельности позволит ученикам увидеть взаимное проникновение предметов в жизненные ситуации, их синтез.
  • Следующий этап – практикум, обычно начинается с разрешения проблемной ситуации. Затем отрабатываются навыки по изучаемой теме. Если есть необходимость, то некоторые действия можно осуществлять совместно с учителем, так, чтобы проявлялся характер взаимодействия участников учебного процесса, отраженного в принципах педагогики сотрудничества.
  • Развитию личностной ориентации способствует и применение интерактивных программ, позволяющих учащимся получать навыки самостоятельного научного поиска, осваивать современные методы познания. Известно, что в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
    Работу на этом этапе можно также вести на основе заданий, рекомендованных поурочными разработками по предмету.
  • Опора на применяемые методики требует рационально использовать время урока, создавать необходимую образовательную среду, включающую элементы личностного ориентированного направления. Одной из форм реализации такого подхода на этапе проверки полученных результатов и коррекции, может быть включение в урок интерактивных диктантов, например, размещенных на образовательных дисках серии «Семейный наставник».
    Кроме того, во время диктанта можно пригласить наиболее «продвинутых» учеников к дополнительным  персональным компьютерам  в кабинете, для индивидуального выполнения работы. Учитывая практическую направленность такой работы, можно быть уверенным, что это будет сопровождать ученика не только в его самореализации, но и в развитии его мотивации к учению.
  • Одним из направлений развития самостоятельности учащихся с использованием интерактивных проектов можно считать применение на уроке различных программ-тренажеров. Такие тренажеры имеются среди цифровых ресурсов, размещенных на образовательных порталах [5], [6].  Достаточное количество тренажеров, в том числе и легко настраиваемых, можно найти в соответствующем разделе фамильного сайта [2].
  • Подобные тренажеры используются для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков школьников, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки учащихся. Как правило, это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма. В серию заданий тренажера могут включаться и задачи повышенной сложности. Применение тренажеров, в сочетании с игровыми элементами, с учетом возрастных особенностей, способствует развитию высокой активности учеников на занятии.
  • При разработке уроков учитывается, что ученикам предстоит готовиться к итоговой аттестации. Поэтому в сценариях занятий можно использовать элементы тестирования, в том числе с учетом требований к уровню подготовки в рамках новых образовательных стандартов. В работу можно включать тестовые задания части А - с выбором ответа, и части Б – задания повышенной сложности. Тесты предпочтительно представлять в интерактивной форме. Необходимо показывать не только правильный ответ, но и правильную его запись.
  • В качестве тестов, для подготовки этой части урока, можно привести материалы учебного пособия  "Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс" [7].  Уверены, что также очень полезными будут материалы размещенные на страницах образовательного портала «Всем, кто учится» [8].
  • Завершающая часть урока - этап рефлексии. Рефлексивные задания направлены на осознание учеником своих чувств, эмоций, ценностных ориентиров, способов достижений значимых результатов.
  • Рефлексивные задания востребуют от ученика умение абстрагироваться, переносить, например, математические или физические свойства и законы, на область человеческих отношений. Поэтому завершение урока предпочтительно также проводить на метапредметном уровне. Как наполнить этот этап? Вариантов достаточно много. Среди них элементы проектов таких уроков,  как: "Действия с натуральными числами. Деление", "Кипение", "Среднее арифметическое или немного о статистике", расположенных на сайте «Компьютер на уроке» [2].  Интересные мысли по этому поводу изложены в консультации по физике, по теме: "Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики". Она размещена на известном образовательном  портале «Социальная сеть работников образования» [9]. 
  • Следует помнить, что ФГОС рассчитан не только на работу учителя и ученика, но и на привлечение родителей для поиска материалов в сети Интернет, к работе со словарями, для разработки творческих проектов, организации экскурсий.
  • Вот один из примеров этапа домашнего задания: « Я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб».
  • Таким образом, конструирование  информационно-образовательной среды, как педагогической системы, нацеленной  на обеспечение качественного образования,  будет способствовать раскрытию индивидуальности ребенка, помогать  его развитию , обретению избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.
  • А личностно ориентированный подход, как элемент этой системы, будет являться важнейшим принципом воспитания, формой повышения качества обучения в организации современного урока. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для развития каждого ученика.
  • Технология разработки урока, направленная на создание современной информационно-образовательной среды с учетом личностно ориентированного подхода,  способствует  вовлечению каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием. 
    ___________________________________________________
    [1].
    Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.В.Чернобай. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2014
    [2].
    Фамильный сайт «Компьютер на уроке»: http://www.seninvg07.narod.ru
    [3].
    Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
    [4].
    Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос», Издательство Института образования человека, 2013. — 102 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
    [5].
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
    [6].
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
    [7].
    Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс. [учебное пособие] / И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова; М.: Интеллект-Центр, 2013
    [8].
    Образовательный портал «Всем, кто учится»: http://www.alleng.ru/.
    [9].
    «Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики»: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/refleksiya-kak-instrument-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-na-urokah-fiziki

 

 
 
 
     
   ваши отзывы и пожелания
   
     
 
     
     
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования  
  ТИЦ и PageRank seninvg07.narod.ru
 
     
  © 2018 сайт «Компьютер на уроке»   Сенин В.Г., Сенина Г.Н., МБОУ "СОШ № 4", г. Корсаков

Hosted by uCoz